Культовая деревянная архитектура прошла долгий
путь развития от простейших форм, в основу
которых положен четырёхстенный сруб - клеть с
двухскатной кровлей, до сложных многоголовых
церквей. Храм Спаса Преображения на Кижах
является вершиной народного деревянного
зодчества, неповторимым образцом плотничьего
мастерства.
Храм построен в 1714 году. Дата удивляет: ведь
это время активного насаждения Петром I западных
новшеств. А Церковь Преображения, напротив — не
прорыв к новой архитектуре, даже не синтез
«старого» и «нового», а итог многовековой
традиции. Потрясает воображение не сложность
конструкций, возведенных без единого гвоздя
(кроме «лемеха»
— деревянных чешуек, прибитых к главкам), но
гармоничность сочетания этих конструкций.
В основе храма восьмигранный сруб с четырьмя
прирубами. На него поставлены ещё два
последовательно уменьшающихся восьмерика. К
западной части храма прирублена галерея с
двусторонним крыльцом, поднятым на кронштейнах.
С востока - трёхстенная алтарная абсида.
Монументальное основание храма завершается
двадцатью двумя главками, поставленными на
килевидные бочки. Лишь завершающая, самая
большая глава стоит на восьмигранном основании.
Главное помещение церкви образовано нижним
восьмериком и перекрыто шестнадцатигранным
потолком - "небом". Интерьер церкви простой и
торжественный.
Четырёхъярусный иконостас был тябловым и
гармонировал со строгостью всего интерьера.
Позже он был заменён золочёным, вычурность
которого противоречит суровому характеру храма.
В отличие от канонической живописи столичных
школ северные живописцы более свободно трактуют
религиозные сюжеты - вводят в задние планы
местные постройки, пейзаж, заимствуют и формы
местной одежды.
С большим вкусом и живописным совершенством
кижские мастера пишут иконы в неярких,
приглушённых тонах красками местного
происхождения. |