Предположительно
на Кижском погосте в XV в. были две церкви
(летняя и зимняя) простейшего клетского типа.
Вероятно, и колокольня стояла рядом также
простейшего вида – квадратная в плане,
характерная для колоколен этого времени. Такие
колокольни появились с распространением
колоколов на Руси.
К началу XVII в. квадратные в
плане колокольни были усовершенствованы:
заменены более устойчивой конструкцией в виде
восьмигранного сруба, идущего от земли («от
пошвы»). Колокольни рубились по правилу «рубить
колокольню о восьми стенах»: такое устройство
подвергалось меньшей опасности при сильном
ветре.
Врытые в землю низы столбов
каркаса загнивали, вероятно, довольно быстро,
что повлекло за собой применение более
улучшенной конструкции. В нижнюю часть сруба
стали врубать устройство – цоколь, квадратный в
плане, а выше рубили высокий восьмерик.
Таким образом, сложился самый
распространенный, ставший со временем
классическим тип северных колоколен «восьмерик
на четверике».
Первое упоминание об отдельно
стоящей колокольне на Спасском Кижском погосте
имеется в писцовой книге Петра Воейкова и Ивана
Льговского 1616–1619 гг.: «А на погосте церковь
Боголепного Спасова Преображения деревянной с
папертьми, верх шатровый и Покрова Пресвятой
Богородицы, теплой, то ж деревянной… а также
колокола на колокольне». Кижская колокольня
упоминается и в писцовой книге 1628–1631 гг.:
«Да на колокольнице колокол весом тринадцать
пудов» (208 кг). Обе кижские церкви имели тогда
шатровое завершение. Значит, на погосте были три
шатровых строения. Колокольня стояла отдельно от
церквей.
О
том, что древняя колокольня имела внушительный
возраст и в связи с ветхим состоянием,
зафиксированным в 1854 г., уже была приговорена
к сносу, говорит «Дело по отношению Олонецкой
Духовной Консистории об утверждении проекта и
сметы на постройку колокольни в Кижском
погосте». Таким образом, и старая колокольня, и
соединенная с ней крытым переходом бревенчатая
пристройка Преображенской церкви в 1850-е гг.
находились в ветхом состоянии. Срубленные в
середине XVIII в., к этому времени они
превзошли 100-летний возраст.
К постройке колокольни приступили только через
8 лет, в 1862 г., отметив: «… Во время постройки
колокольни всем приходом помогали срыть старую
колокольню, очистить место, доставить камень и
песок для фундамента, выкорить лес и доставить
оный к месту постройки и 10 человек и более
плотников и пильщиков кормили хлебом и пр. В сем
году Толвуйского прихода торгующий крестьянин
Захарьев 550 досок пожертвовал для обшивки
колокольни». Работы были выполнены по договору с
подрядчиком – крестьянином Г.С.Насоновым.
Новая колокольня была
несколько смещена в сторону ограды и не
предназначалась, как видно, для связи с храмом,
словно подчеркивая свою самостоятельность среди
погостных строений.
Колокольня классического типа,
состоявшая из нижнего квадратного сруба и
высокого восьмерика, была самым распространенным
вариантом колоколен на севере со второй половины
XVII в.
Рассматриваемый тип колоколен,
оставаясь с конструктивной стороны, как
известно, неизменным, видоизменялся лишь в
отношении пропорций: высота квадратного сруба со
временем становилась все выше. Так, колокольня
Кижского погоста по высоте четверика превзошла
все другие колокольни: ее нижний сруб стал
значительно выше верхнего сруба[25]
. Колокольня приобрела своеобразный
силуэт и завершила собой эволюционное развитие
данного типа строений (рис. 15).
Подводя итоги, убеждаемся в том,
что не только Преображенская и Покровская церкви
Кижского погоста представляют собой своеобразное
финальное завершение многовекового эволюционного
становления разных типов культовых сооружений:
многоглавых и шатровых храмов. Колокольня с
присущим ей уникальным пропорциональным
соотношением разных по высоте двух основных
срубов (четверика и восьмерика) также является
завершающим этапом в развитии колоколен
северного классического типа[26]
.
Декоративное убранство
колокольни в момент постройки соответствовало
«обновленным церквам», также обшитым тесом и с
обитыми железом куполами, но после проведения
реставрации в 1949–1959 гг. стало резко
диссонировать облику храмов.
Не суждено было колокольне быть
таким же пластичным, деревянным срубом. Время
требовало нового выражения в архитектурных
формах, намеренно исполненных на ее традиционном
конструктивном объеме «восьмерик на четверике».
Чужеродные, но модные городские элементы, не
свойственные традициям крестьянского мастерства,
исказили ее образ.
Остается признать и радоваться
тому, что не случилось худшего: неудачная
конструкция колокольни 1862 г. подверглась
перестройке и, несмотря на новшества в
декоративном оформлении, колокольня утвердила
себя в составе архитектурного комплекса прочно и
навсегда.
Третьестепенное назначение
колокольни не умоляет важной ее роли в
формировании Кижского архитектурного ансамбля.
Массивное основание колокольни органично вторит
грузным нижним объемам двух церквей, утверждая
прочность и надежность конструкций для
стремительного взлета многоглавия.
Из
статьи Гущиной В.А. "О колокольне Кижского
архитектурного ансамбля (время создания и
восприятия образа)". г. Петрозаводск |