Шлюз № 1 в
Повенце |
|
Строительство
шлюза |
|
Мол защитный у
входа в канал с Онеги |
|
Строительство
канала |
|
|
|
|
|
Вопрос о необходимости устройства
сплошного искусственного водного
пути между Онежским озером и Белым
морем резко встал в самом конце
XVIII в. Мысль о нем возникла
еще у Петра I, который в 1702 г.
неожиданно для своего противника
протащил по специально пробитой
лесной просеке два небольших фрегата
от устья реки Нюхги на Беломорском
побережье до Повенца.
Эти фрегаты ударили в тыл
шведской армии во время Северной
войны.
Только на рубеже XVIII - XIX веков,
когда в связи с широким развитием
коммерческого и военного флота все
острее и острее становился вопрос об
эксплуатации драгоценного северного
леса и необходимости установления
водного пути между Белым и
Балтийским морями, мысль об
искусственном водном пути начала
принимать практические очертания.
Для эксплуатации карельских лесов
поставщики петербургского и
архангельского адмиралтейств
организовали специальные
исследования возможных путей этого
будущего канала. Исследования были
поручены строителю Мариинской
системы генералу Де-Волан, однако
ничего реального из этого не
получилось.
С начала
девятисотых
годов XIX
столетия этот
вопрос перешел в
стадию чисто
академического
обсуждения.
Ставились
доклады
петербургского
профессора
Тимонова,
происходили
дебаты в Русском
техническом
обществе -
словом, вопрос о
создании канала
стал достоянием
всяких
теоретических
споров. В 1900
году профессором
Тимановым был
создан первый
серьезный
проект, за
который он был
награжден
золотой медалью
Парижской
всемирной
выставки. Но
даже и осененный
блеском золота
проект не пошёл:
слишком дорого
обходилось
строительство. А
главное -
людским ресурсам
неоткуда было
взяться в тех
удаленных и
весьма суровых
краях.
В 1930 г. по
инициативе и
настоянию
Сталина
строительство
Беломорско-Балтийского
водного пути
было поставлено
на реальные
рельсы: был
организован
Белморстрой и
создание канала
было поручено
чекистам во
главе с
Ягодой. В апреле
1931 г. в Москве
приступили к
составлению
эскизного
проекта с
одновременным
производством
ряда специальных
исследований и
изысканий.
Эскизная
проектировка
была закончена к
1 июня, а с 1
августа было
начато
составление
технического
проекта.
Примерно с этого
же времени
начались
интенсивные
подготовительные
работы, а с
ноября 1931 г.
приступили к
развертыванию
строительства.
Беломорско-Балтийский канал был
принят в эксплуатацию 2 августа 1933
года. Его строительство заключёнными
ГУЛАГа и эксплуатация дали мощный
толчок развитию Карелии и Беломорья.
Трасса канала, общей протяженностью 227 км, берет начало в северной части Повенецкой
губы Онежского озера и выходит в
Сорокский залив Белого моря. Трасса
канала на значительном протяжении
проходит по затопленным долинам
небольших рек и многочисленным
озерам. В состав Беломорканала
входит 121 гидросооружение, в том
числе 19 шлюзов, 13 плотин различной
конструкции, 41 дамба, 13
водоспусков, регулирующих уровни в
межшлюзовых бьефах, и другие
сооружения. Протяженность напорного
фронта составляет 46,5 км.
Канал имеет два склона: Южный и
Северный, соединенные водораздельным
бьефом. Южный склон, называемый
Повенчанской лестницей, состоит из
малых бьефов общей протяженностью
10 км. На этом
участке трассы расположены шлюзы №№
1-7, которые преодолевают разность
уровней воды в 74 метра.
Общая протяженность северного склона
канала от шлюза № 8 до Белого моря –
195 км.
Здесь трасса канала проходит по
озерам, спрямленным руслам рек и по
искусственным каналам, соединяющим
между собой отдельные озера и реки.
Разность уровней воды
103 м
преодолевается с помощью 12 шлюзов.
Шлюзы Беломорско-Балтийского канала
имеют однотипную конструкцию и
полезные размеры камер – 135
х
14,3 м. При строительстве канала
широко применялись местные
строительные материалы – дерево,
камень, песок, глина и торф.
Подпорные сооружения, причальные
стенки, отдельные части стен шлюзов
были выполнены в виде деревянных
ряжей, заполненных камнем и песком.
Некоторые шлюзы были вырублены в
скале, и их стенами являлись
скальные породы, облицованные
древесиной или выровненные бетоном.
C
1976 года на канале начата плановая
реконструкция судоходных
гидротехнических сооружений с
заменой деревянных конструкций.
В настоящее время почти все
деревянные элементы конструкций
шлюзов заменены на железобетонные.
|
|
|
В наши дни путешествия по
Беломорско-Онежскому каналу на пассажирских судах
почти прекратились. Большие круизные суда, раньше ходившие
из Москвы и Санкт Петербурга на Соловки по Беломорканалу,
уже не совершают эти привлекательные рейсы.
Мы предлагаем Вам уникальное путешествие на небольшом судне
по Беломорканалу из Петрозаводска, с заходом на остров Кижи
и пересадкой далее на судно "Сапфир" в Беломорске, следующее
на Соловки. Или обратный рейс - Вы можете сесть на судно в
Беломорске, посетив предварительно Соловки, пройти лестницу
шлюзов Беломорканала и, посетив на нашем судне остров Кижи с
его уникальными архитектурными памятниками, приплыть в
Петрозаводск.
Круиз по Онежскому озеру от Петрозаводска до Беломорска
длится 4 дня, от Беломорска до Петрозаводска - то же четыре
дня.
Приобрести билеты и получить информацию о судне "Сапфир" компании
Русский север , совершающее регулярные рейсы на Соловки,
вы сможете посмотреть на сайте
https://welcome-karelia.ru/bilety-na-kizhi-i-solovki/rejs-na-solovki
.
Наше судно может взять на борт 9
пассажиров, мы ждем Вас и ваших друзей !
|