С начала девятисотых годов XIX столетия этот вопрос перешел в стадию чисто академического обсуждения. Ставились доклады петербургского профессора Тимонова, происходили дебаты в Русском техническом обществе - словом, вопрос о создании канала стал достоянием всяких теоретических споров. В 1900 году профессором Тимановым был создан первый серьезный проект, за который он был награжден золотой медалью Парижской всемирной выставки. Но даже и осененный блеском золота проект не пошёл: слишком дорого обходилось строительство. А главное - людским ресурсам неоткуда было взяться в тех удаленных и весьма суровых краях.

    В 1930 г. по инициативе и настоянию Сталина строительство Беломорско-Балтийского водного пути было поставлено на реальные рельсы: был организован Белморстрой и создание канала было поручено чекистам во главе с  Ягодой. В апреле 1931 г. в Москве приступили к составлению эскизного проекта с одновременным производством ряда специальных исследований и изысканий. Эскизная проектировка была закончена к 1 июня, а с 1 августа было начато составление технического проекта. Примерно с этого же времени начались интенсивные подготовительные работы, а с ноября 1931 г. приступили к развертыванию строительства.